На этой фотографии можно видеть и саму болванку — серого цвета, внизу.
И полученную с помощью этой болванки модель корпуса судна – вверху кадра, бело-жёлтого цвета.
Болванки служат для того, чтобы можно было быстро и легко делать корпуса моделей.
Так же по тем же принципам можно делать болванки и для других нужд, например для масок или любых других полых тел.
Вид болванки со стороны палубы.
О клее КС и применении его для судомоделирования
Клей КС («Клей Строительный») имеет свои особенности.
Клей ПВА, например, надо наносить тонким слоем, а вот эпоксидку надо наносить более массивным слоем. А клей КС это нечто среднее. Его можно наносить тонким слоем, как и ПВА, а можно слепить «кляксу», как и из эпоксидку.
Изготовления модели яхты должно быть поэтапным. Первый этап - сделать болванку.
Эти яхточки сделаны по той же технологии, как и данная болванка. То есть из плотного пенопласта.
В этой статье об изготовлении болванки мы будем часто ссылаться на эти модели яхточек, так как тут использована та же технология.
Палуба из сделана из фанеры, диаметральная плоскость так же. К ним приклеены слои пенопласта и склеены между собой.
Что такое диаметральная плоскость? - Это вертикальная плоскость, проходящая через киль и через разрез по осевой.
И палубу и диаметральную плоскость легко выпилить лобзиком.
На этих картинках, на модели яхточки видна и палуба и диаметральная плоскость.
На диаметральную плоскость наклеиваются блоки пенопласта. При больших размерах корпуса (или болванки) пенопласт наклеивается слоями.
Потом слои пенопласта обрабатываются ножом, потом наждаком.
О пенопласте, который рекомендуется применять для изготовления корпусов моделей яхт и для изготовления болванок для корпусов
Рекомендуется использовать пенопласт высокой плотности. Он продаётся в строительных магазинах. Есть разные виды этого пенопласта от разных производителей. Они используют отличающиеся коммерческие названия для этого материала.
Но суть одна — это должен быть лёгкий плотный пористый материал, легко обрабатываемый и достаточно прочный, что бы мог служить опорой для слоёв марли и поддерживать форму болванки.
После обработки ножом и зачистки наждаком, поверхность зачищается, заглаживается и укрепляется.
С начала замазываем шероховатости клеем ПВА, причём не строительным, а столярным (ПВА «Столяр»), который при высыхании образует твёрдую корочку и несколько слоёв марли и наклеиваем прямо на пенопласт, не используя никакой разделительной плёнки.
Эти несколько слоёв марли при высыхании образуют корочку. Потом уже шпаклюется не сам пенопласт, а именно этот слой из марли и ПВА.
Шпаклёвку желательно использовать с пометкой «Фасад», Фасадная шпаклёвка должна обеспечивать хотя бы некоторую влагостойкость и прочность.
Шпаклёвку дальше выравниваем наждачной бумагой и полируем. В итоге получаем болванку в меру точную, но с некоторыми проблемами, вызванными тем, что марля и шпаклёвка с клеем ПВА не обеспечивают высокой прочности и долговечности.
Поэтому сверху прямо на эту шпаклёвку, на марлю, пропитанную клеем и прошпаклёванную, наклеиваем несколько слоёв марли уже с клеем КС. Наклеиваем по той же самой технике, которая использовалась при нанесении слоёв марли и ПВА.
Смысл нанесения клея КС на данном этапе в том, что он обеспечивает высокую твёрдость, особенно после полного высыхания. Получаем слой, чем-то похожий даже на фарфор.
И уже далее полученную заготовку шпаклюем, шлифуем, грунтуем и получаем готовую болванку.
Конечно, подобная болванка не такая сверх «живучая», как вырезанная из дерева, полученная набором реек, и т.д. Но время на её изготовление уходит мизер, а несколько десятков корпусов снять с неё можно.
А с другой стороны делать болванку, которая прослужит века не имеет смысла, по многим причинам. Скорее надо иметь способ быстро изготовить и начать использовать новый тип болванок для новых типов моделей судов.
Возвращаясь к пенопласту (помните, что в магазине его назовут как-то иначе) обычно продают листами.
Толщина листа от 20 до 50 мм. Размеры обычно 600х1200 мм.
Для маленьких яхточек используют листы толщиной в 30 мм.
Вот пример кусочка такого пенопласта.
Использую технологию с нанесением временной плёнки мы сильно упрощаем процесс использования болванки. Не надо подсовывать линейку и рисковать нанести повреждения и самой болванке и получаемому корпусу.
Когда мы используем плёнку, корпус легко выдёргивается.
Пример корпуса модели яхты, который можно изготовить с использованием заранее сделанной болванки
Часть палубы съёмная.
На этом фото видны две части палубы — нижняя, с вырезанными квадратами, она будет вклеиваться и верхняя — съёмная.
Этот корпус сделан так же, как и другие, с нанесением промежуточного слоя из плёнки между болванкой и корпусом.
Полосы остались от скотча. Болванка корпуса была великовата для плёнки и пришлось добавить скотча и связать между собой части плёнки, но после нанесения нескольких слоёв клея и марли следы скотча почти не видны.
Остаётся вставить двигатель и можно уже заниматься надстройками и пр.