Инновационные проекты, исследовательская деятельность техническое моделирование
Ростовский областной центр технического творчества учащихся

В инженеры я б пошел, пусть меня научат (Статья в газете "Молот")

В Ростове-на-Дону давно работает замечательное учебное заведение дополнительного образования, о котором, к сожалению, знает не каждый житель донской столицы. Речь идет об Областном центре технического творчества учащихся, который расположен в парке имени Вити Черевичкина. Отсюда вышли
многочисленные победители международных и российских конкурсов. Сейчас в нем занимаются и нынешние победители, и будущие. Впрочем, неважно, достигнут они именно в технической сфере профессиональных высот или нет. Важно другое, о чем «Молот» и побеседовал с теми, кто и в дни каникул продолжил заниматься в ОЦТТУ любимым делом.

Выставочный зал центра наполнен моделями судов. Чего здесь только нет!

Модель подводной лодки работы Ильи Крикунова участвовала в первенстве России этим летом вместе с моделью корабля, предназначенного для водной инспекции.

Самые эффектные – модели средневековых парусников. «Их ходовыми не делают, они – стендовые, – объяснил педагог Дмитрий Тимко. – Для производства таких моделей требуется кропотливая ручная работа, и по этой части Россия до сих пор – в лидерах».

В мастерской авиамоделирования приятно пахнет клеем и свежими стружками. Под потолком – всевозможные модели самолетов. Николай Николаевич Березин со своими воспитанниками строг, но справедлив. Два его ученика – Александр и Николай – занимаются уже не один год, обоим по 11 лет. Оба научились за это время пилить, гнуть проволоку, работать на сверлильном, токарном, шлифовальном станках. Признаются, что привело их в центр любопытство: почему же они все-таки летают?!

 

ТАТЬЯНА БЕЗРУЧКО,

замдиректора ОЦТТУ по учебно-воспитательной работе:

«В 2013 году мы получили оптоволоконную линию. По ней мы и связываемся со станциями юных техников в территориях области. Педагоги по Интернету ведут мастер-классы. Есть в центре и заочная школа со своей осенней и весенней сессиями. Учатся в ней 200-250 человек. Они приезжают с выполненными домашними заданиями и слушают здесь лекции педагогов. Занимаются в центре и будущие педагоги-технологи из ЮФУ».

 

ВАСИЛИИ ГОЛУБЕВ,

губернатор Ростовской области:

«Экономике Ростовской области нужны специалисты с высочайшим уровнем владения информационными технологиями, умеющие системно мыслить и действовать, готовые к инновационной деятельности и умеющие находить новые интересные решения».

Владислав Кожухов, ростовская гимназия № 36, воспитанник ОЦНТ, прославился летательным аппаратом на солнечных батареях, которые были разработаны в Ростовской области. Специальный фотоэлектрический преобразователь обеспечивает постоянную зарядку аккумулятора. Когда аккумулятор заряжен полностью, специальное устройство во избежание перегрева подзарядку отключает. Данная модель беспилотника увеличивает дальность его полета в сравнении с существующими на 20 процентов.

 

Андрей Архангельский, 9-летний ученик лицея № 33, занимается в центре четвертый год. Его педагог Дмитрий Тимко и специализируется на обучении таких малышей. На вопрос: «Где вы их набираете?» ответ прозвучал простой: «Сами приходят, то есть родители приводят для того, чтобы мальчик научился работать руками. И, поверьте, таких родителей в нашем городе хватает». Уверяет Дмитрий Викторович, что для своего возраста маленькие его воспитанники делают отличные модели.

Педагог кружка судомоделирования Павел Дмитриевич Макаренко занимается с 4-5-классниками. Говорит, что обучать маленьких – одно удовольствие. Статистики нет, но Ростовская область всегда была в призерах российских соревнований по судомоделизму. На юге России из всех регионов наша область этим и выделяется. И в Таганроге, рассказывает Павел Дмитриевич, есть замечательные педагоги братья Назаровы, которые воспитали чемпионов и призеров по радиоуправляемым яхтам.

 

ОЦТТУ ежегодно проводит свыше 100 мероприятий научно-технического и спортивно-технического направлений районного, регионального и федерального уровней, в которых принимают участие около 2000 юных жителей области.

Самый молодой педагог центра ведет кружок робототехники, он – аспирант ДГТУ, и зовут его Алексей Овсянников. Он – замруководителя ресурсного центра робототехники ДГТУ. Привел его сюда случай, но работа с ребятами затянула. Считает, что робототехники, которая у нас сильна сама по себе, в Ростовской области маловато. От школ приходят запросы на педагогов, которые могли бы вести соответствующие кружки, а педагогов, которые пошли бы в школы, катастрофически не хватает.

Кружок робототехники – один из самых популярных в центре. Вартан Давтян гонял своего робота по расстеленному в коридоре покрытию, объясняя, что занимается он уже четыре года. Пришел – увидел – и остался. Со своим роботом-футболистом, тем самым, которым управлял Вартан, гоняя мяч в коридоре, он с друзьями побывал на соревнованиях уже во многих городах России. Но есть еще и роботы-пожарные. В активе Вартана – участие во всемирном финале олимпиады по робототехнике.

 

Ездил в прошлом году на мировой финал олимпиады по робототехнике в своей возрастной группе 12-летний Михаил Литвинов, воспитанник центра (и занимался-то всего год!), занял второе место. Правила там строгие: не только представить своего робота, но и собрать робота перед судьями без помощи тренера. Задача, как правило, с сюрпризом. Миша подковырку нашел и с задачей справился – за счет знаний, умений и «хороших мозгов», считает его педагог.

 

Областной центр технического творчества учащихся осуществляет методическое руководство 23 станциями юных техников и центрами детского технического творчества (пять из которых расположены в сельской местности), работающих по 42 направлениям. В них обучается около 25 тысяч учащихся, работают 1200 педагогов, из которых 72 процента с высшим образованием и 45 процентов имеют высшую квалификационную категорию.

 

Увидеть девушку, управляющую с помощью пульта моделью судна в специальном бассейне, было весьма неожиданно. И, тем не менее, вот она, Мария Германова, первокурсница факультета судовождения Ростовского колледжа водного транспорта. Маша занималась судомоделированием сначала в Новочеркасске, потом, поступив в Ростове в колледж донской столицы, не бросила увлечение любимым делом, а пришла в центр. На занятия приходит в форме, чтобы все видели – курсант!

 

Михаил Копаев, третьекурсник Ростовского-на-Дону колледжа связи и информатики, занимается в центре давно, он – трехкратный лауреат премии приоритетного национального проекта «Образование». Учительская газета писала о нем: «Лайнер Михаила Копаева не колеблется, куда ему устремляться по волнам, с берега он управляется твердой рукой своего автора, уверенного, что нет ничего прекраснее этого корабля, практически не поддающегося коррозии при соприкосновении с водой».

 

ИГОРЬ ГУСЬКОВ,

первый заместитель губернатора Ростовской области:

«Учреждения дополнительного образования детей научно-технической направленности являются той начальной образовательной системой, в рамках которой возможно создание условий для эффективного воспроизводства научно-технических кадров, для закрепления молодежи в сфере науки, образования, высоких технологий».

Илья Буртаков, 14-летний ученик из школы № 1, увлечен ракетостроением и реализует свое пристрастие в кружке ракетомоделирования. Пришел сюда сам, так как интересовала его техника. Научился работать на токарном станке, вытачивая обтекатели для ракет. Занимается Илья и в кружке астрономии – нужно же знать про космос все. На российском конкурсе «Созвездие» весной 2014 года Илья представлял свою работу. Занимаются ракетомоделированием в центре и девушки.